.

 


Главная страница

Архив

Противодействие коррупции

ГТО

Доступная среда в школе

Дошкольное образование

Дорожная безопасность

Информационная безопасность

2.2. ФЦПРО "Реализация мероприятий". Механизмы ДМ Л.Г.Петерсон

Участие в проектах

Нужна помощь, обращайся!

 




Сайт Администрации Хлевенского района

 


Сайт Администрации Липецкой области

 


Липецкий институт развития образования

 


Министерство образования и науки Российской Федерации

 


Управление образования и науки Липецкой области

 


Федеральный институт педагогических измерений

 


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Главная страница Образование Документы в формате PDF Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

План работы с родителями одаренных детей

Основная цель программы «Одаренный ребенок» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ "СОШ с. Новое Дубовое", а также в создании среды. Способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

 

Задачами данной программы являются:

Ø обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, кружковой работе  «Эврика», предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

Ø адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;

Ø «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

Ø учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

Ø разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;

Ø обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

 

Стратегические направления программы

- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)

- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)

- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях)

Организация работы с одаренными детьми

В основе работы с одаренными детьми лежит принцип  добровольности. Она может быть организована как для проявляющих определенные признаки одаренности, так и для всех желающих.

На одном из первых занятий надо рассказать учащимся о том, чем они будут заниматься, что нового и интересного они узнают, в чем польза  занятий, как они будут проходить, выявить желающих заниматься. Необходимо указать и основные требования, которым должны подчиняться занимающиеся дополнительно ученики.

Возможны два подхода к организации работы с детьми. увлекающимися математикой.

Первый подход применяется в том случае, когда группа многочисленна и разбита на секции. Они могут быть следующими:

- учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследованиями, готовят себя к написанию рефератов);

- конструкторская (изготовление наглядных пособий, моделей, приборов для кабинета математики, электронных презентаций и проектов);

- оформительская (подготовка и выпуск классных и школьных математических газет, различного оформления по подготовке к олимпиадам, вечерам и другим мероприятиям);

- любителей решения задач (решение задач, проведение конкурсов, олимпиад и т. п.).

Этот подход может быть реализован в школе, когда на параллели создается ряд секций, и каждой из них будет руководить учитель математики. В данной ситуации работу можно планировать по отдельности для каждой секции. Но иногда полезно проводить и заседания нескольких секций одновременно (например, при проведении общешкольных мероприятий по математике).

Второй подход применим при малом числе учащихся. В этом случае секцию невозможно организовать, а интересы учащихся все же разнообразны. Поэтому надо проводить занятия в различных формах.

Основные формы проведения занятий при данном подходе.

 

I. Комбинированное тематическое занятие.

 

Примерная структура данного занятия может быть следующей:

1. Выступление учителя по избранному вопросу на 10 – 20 минут.

2. Основная часть – самостоятельное решение задач по определенной теме участниками группы, причем в числе этих задач должны быть задачи повышенной сложности. Число задач: 3-5 (зависит от темы и продолжительности занятия). После решения первой из задач всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор для всех членов группы. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

3. Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, фокусов. Проведение математических игр и развлечений.

4. Ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

При этом некоторые наиболее трудные задачи, предложенные для самостоятельного решения, а также домашнего. Иногда прорешивает и сам учитель. Выступление учителя, основная часть и домашнее задание в тематическом занятии должны занимать 70-80% времени.

Остальное время распределяется на решение задач занимательного характера, устных упражнений, игры, фокусы и т.п. Также в это время можно:

- заслушать небольшие сообщения (рассказ) учителя или ученика по некоторому вопросу (биографии видных математиков, интересные факты из истории математики (например, изобретение логарифмов), интересные приемы счета, сообщение о новой интересной книге по математике для учащихся, краткое изложение некоторого математического вопроса (например, «циклоида»);

- решение задач, заданных домой.

Время и место этой части занятия определяет учитель.

 

II. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры.

 

Такого рода занятия лучше проводить систематически, через 4-6 тематических занятий, это будет своеобразный итог работы за 1-2 месяца.

При такой форме организации занятия все оно посвящается какому-то соревнованию, конкурсу.

В качестве примера можно провести такие соревнования, как:

- нестандартная олимпиада (драка, хоккей и т.п.),

- математическая карусель,

- математический бой,

- устная олимпиада,

- математическая регата и т. д.

 

III. Заслушивание рефератов, защита электронных проектов и презентаций (применяется, обычно в 7-10-х классах).

 

IV. Разбор заданий районной олимпиады; анализ ошибок.

( Применяется потому, что на районной олимпиаде не практикуется такой разбор после ее проведения).

 

V. Решение задач на разные темы (чаще при подготовке к олимпиадам, конкурсам, на повторение).

Также могут быть и другие формы, менее получившие распространение  в практике, например:

- Разбор задач, заданных домой. Так получилось, что дома ученики испытали затруднения все или почти все. В этом случае все занятие посвящается разбору домашних и решению аналогичных задач.

- Изготовление моделей для уроков математики (например, многоугольников, многогранников).

- Доклады, беседы по математике (чаще в неделю математики, к юбилеям известных математиков).

- Сообщение учащегося о результате, который им получен, о задаче, которую он сам  придумал и решил. (Такие занятия проводятся, конечно, вне плана).

-Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой. Например, из книги И. Ф. Шарыгина «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы».

- Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

Также могут быть и другие формы организации работы с одаренными детьми.

Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию учителю необходимо провести следующую работу.

1. Изучить все вопросы, намеченные на данное занятие.

2. Решить все подобранные задачи вновь.

3. Выяснить, что в подобранном материале наиболее интересным и наиболее трудным.

4. Расположить задачи для решения на занятии по сложности (или по трудности). При этом задач с большими выкладками на занятие не брать. Акцент сделать на задачах с интересной идеей.

5. Формулировки задач лучше отпечатать на отдельных листочках для каждого ученика. Иногда можно предложить учащимся переформулировать текст задач, придумать самим.

6. В случае затруднений у учащихся в решении задачи, надо предусмотреть более простую задачу (подготовительную).

7. Для реализации дифференцированного подхода применять и задачи «двойники» (т. е. задачи с одной идеей, но разного уровня трудности).

8. Применять и задачи с ошибками; задачи содержащие материалы сегодняшнего дня.

9. Использовать предварительные задачи к будущим занятиям (как на самом занятии, так и дома).

10. Иметь всегда в запасе интересный занимательный материал.

11. В качестве домашнего задания первое время предлагать не более 2-3-х задач. Если ученики будут их активно решать, число задач можно и увеличить, в противном случае – оставить 2-3 и причем задавать решить не всегда, а некоторые из задач – предлагать по желанию.

Желательно, чтобы все ученики приняли участие в подготовке занятий

 

Основные методические рекомендации по подготовке доклада учащимися.

 

  1. Перед там как предложить подготовку доклада ученику, учитель сам должен показать образец выступления с докладом и придумать темы докладов.

Примерные темы докладов для учащихся 5 -6 х классов:

- Числа великаны и числа малютки.

- Как люди научились считать.

- История возникновения обыкновенных и десятичных дробей.

- История календаря и т. п.

 

Примерные темы докладов для учащихся 7-8-х классов:

- Геометрия в древнем Египте.

- Теорема Пифагора и пифагоровы числа.

- От Евклида и до Лобачевского.

 

- Архимед и т. п.

 

План мероприятий по выполнению программы работы

с одарёнными детьми
на  2018 -2023 гг.


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

октябрь
ежегодно

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь
ежегодно

Участие в муниципальных, краевых, всероссийских  олимпиадах.


ежегодно

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы  работы с одарёнными детьми.

Май,
ежегодно

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

Постоянно

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми.

Ежегодно
май

 

Срок реализации программы – 3 года.

 

 


 

План работы с одаренными детьми на 2013-2014 учебный год


Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры.

Октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия.

Ноябрь

Конкурс  «Молодёжные математические чемпионаты»

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Декабрь

Участие в школьной олимпиаде по предметам.

Январь

Индивидуальные консультации с детьми.

Февраль

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру».

Март

Участие в муниципальной НПК «К вершинам знаний».

Апрель

 

Результаты, достижения.  Планирование на следующий уч. год.

Составление плана.

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года.

В течение года

Дополнительные занятия с одаренными детьми.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Создание в учебном кабинете материальной базы.

 

 

 

 


План работы с одаренными детьми на 2019-2020 учебный год


Сроки

Мероприятия

Август

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей

Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся.

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся .Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры.

Октябрь

Подготовка  и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Конкурсы и олимпиады младших школьников. Практические занятия.

Ноябрь

Конкурс  «Молодёжные математические чемпионаты»

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Декабрь

Турнир  для учащихся школы «Мыслю, знаю, действую»

Подготовка к участию в НПК

Январь

Индивидуальные консультации с детьми.

Февраль

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру».

Март

Участие в муниципальной НПК «К вершинам знаний».

Апрель

 

Результаты, достижения.  Планирование на следующий уч. год.

Составление плана.

Межшкольная игра в клубе знатоков «Что? Где и Когда?»

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года.

В течение года

Дополнительные занятия с одаренными детьми.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

Создание в учебном кабинете материальной базы.